«Ахали Таоба», 30 марта 2015 года
Эх, НАТО, НАТО…
Покинут ли «Промышленники» и Заза Папуашвили «Грузинскую мечту»
Шорена Марсагишвили
Коалиция «Грузинская Мечта» на грани очередного разрыва. По распространенной информации фракция «Промышленников», возможно, покинет команду. А причиной раскола стал североатлантический альянс, к которому у лидера Промышленников Гоги Топадзе серьезная аллергия.
От заявлений против НАТО Гоги Топадзе и в прошлом не воздерживался. Симпатии к альянсу не пробудила и «Грузинская мечта». Его такая позиция была известна всем, в том числе и Бидзине Иванишвили. Последний никогда не упрекал осуждающих НАТО Промышленников. И другие члены коалиции не стали себя утруждать, а сейчас от него требуют объяснений.
Первой причиной тому послужило заявление премьера Ираклия Гарибашвили. А ранее Георгий Канделаки «заложил» «мечтателей» перед представителями альянса и начал размахивать заявлением Топадзе как флагом. Он не забыл и Зазу Папуашвили, который в свою очередь основательно выругал НАТО.
Во время беседы с представителями Парламентской ассамблеи НАТО резговор зашел о том, как себя ведет Грузия по отношению к главному вопросу мировой безопасности, что есть агрессии России в Украине.
- Речь также шла о том, какая ситуация в системе национальной безопасности, как усиливаются антизападные настроения внутри коалиции. Мы побеседовали о заявлениях Топадзе и Папуашвили и о том, что заместитель министра обороны, который отвечает за отношения с НАТО, представляет путинистскую партию, – заявил после встречи Канделаки.
После этого мечтатели уже критическим взглядом посмотрели на заявления Папуашвили и первого промышленника страны.
Лидер Промышленников Гоги Топадзе со своей стороны считает, что Грузию в НАТО не примут. В беседе с журналистами Топадзе отметил, что НАТО это военный и агрессивный блок, поэтому вступление в него стране не с руки.
Гоги Топадзе:
- НАТО агрессивный военный блок. Я не хочу, чтобы наша страна состояла в каком-нибудь военном блоке, потому что контуры третьей, ядерной мировой войны уже видны. Ни Евросоюз, ни Евразийсий союз не военные блоки. Евразийский союз одна из возможностей, где можно чувствовать себя лучше. То, что Россия агрессор и Россия отобрала у нас территории, это мы знаем. Россия больна, но что нам даст русофобия.
***
Премьер-министр Ираклий Гарибашвили не разделяет заявление лидера промышленников. По заявлению главы исполнительной власти Грузии, «Промышленники», так же как и другие партии, входящие в коалицию, в свое время подписали учредительный документ.
- Официально они полностью разделяют заявленную нами политику, будет то внешняя или внутреняя политика. Что касается заявлений Гоги Топадзе, я конечно же не разделяю их, это его личное мнение. Это не представляет мнение коалиции. В общем, я думаю, что эта тема и комментарии к ней чересчур ажитированы, – заявил премьер на пресс-конференции.
На тот момент «виновник» не находился в Грузии. Топадзе лишь недавно вернулся на родину.
- Я всегда открыто заявлял о своем отношении к НАТО. И сейчас сказал то, что думал. Сейчас у меня гости из-за рубежа. На днях их провожу и отвечу на все ваши вопросы, – заявил в беседе Топадзе. Он не подтверждает возможный уход Промышленников из коалиции. В парламентских кулуарах же утверждают, что Промышленники и Заза Папуашвили обязательно покинут коалицию.
«Ахали Таоба», 30 марта 2015 года
Интервью с Хатуной Лагазидзе: «Гоги Топадзе первый посмел (критиковать НАТО и положительно оценить Евросоюз)»
В интервью политолог Хатуна Лагазидзе беседует с журналистом Натией Хурцилава о внутренних и внешнеполитических вопросах.
Предлагаем выдержку:
(…)
Вопрос: На оппозиционном фланге у нас довольно пестрая картина, их политическая платформа разная. На парламентских выборах 2016 года мы снова получим коалицию из партий разных идеологий?
Хатуна Лагазидзе: Желательно, чтобы партии одной идеологии и одной внешней ориентации объединялись в коалицию, но определить это трудно. Сегодня в коалиции
«Грузинская мечта» представлены партии радикально отличающихся внешних ориентаций, например, «Республиканцы» и «Промышленники» с лидером Гоги Топадзе, который первый посмел (критиковать НАТО и положительно оценить Евросоюз). Даже намного антизападные силы не делали такого открытого призвания об объдинении в Евразийский союз. Так что, такое происходит в грузинской реальности, хотя есть красная линия, которую никто не пересекает – это создание коалиции с «Националами».
«Квирис кроника», 30 марта 2015 года
Интервью с Гией Вольким: комментарии о НАТО и Гоги Топадзе
В интервью член парламентского большинства, один из лидеров «Грузинской мечты» Гия Вольский с журналистом Нино Самхарадзе беседует о внутренних и внешнеполитических вопросах.
Предлагаем выдержку:
(…)
Вопрос: Что происходит в правящей коалиции? Премьер отмежевался от позиции Гоги Топадзе, который поставил под вопрос западный курс страны и протест Топадзе по отношению к НАТО стало основанием того, что мы сместо Евросоюза можем оказаться в Евразийском союзе. Может ли Гоги Топадзе из-за своей позиции быть исключен из коалиции?
Гия Вольский: Те кто присутствовал на интервью с Гоги Топадзе, где он беседовал о НАТО, сказали мне, что с ним записали довольно обширное интервью, где Топадзе выразил не совсем положительное отношение к НАТО, но когда я прослушал его комментарии в контексте, это не то заявление, о котором нужно задуматься, либо продолжать спорить. Гисударство не меняет свою политику и позицию, это необратимыйу процесс и страна не свернет с западного курса.
«Квирис палитра», 30 марта 2015 года
Интервью с Рамазом Сакварелидзе: Комментарии о соглашении по воздушной безопасности и безвизовом режиме с Евросоюзом
В интервью эксперт Рамаз Сакварелидзе с журналистом Натией Долидзе беседует о внутренних и внешнеполитических вопросах.
Предлагаем выдержку:
(…)
- Лидер «Свободных демократов» Ираклий Аласания заявил, что во время его последнего визита во Францию в ранге министра обороны, ему позвонил Миндия Джанелидзе и сказал, чтобы тот не подписывал соглашение о воздушной безопасности. По заявлению Джанелидзе, телефонный разговор вправду состоялся, но по его словам, он касался лишь процедур, которые должны были быть учтены во время подписания международного документа. Премьер-министр Ираклий Гарибашвили же оценил данное заявление Аласания так: «Спекуляция подобными государственно важными делами не мужской поступок».
- Думаю, в данном случае мы становимся свидетелями довольно серьезного противостояния. В части о государственной тайне я согласен с премьром. Если это представляло государственную тайну, спекулировать ей не самый лучший метод политической борьбы. В силе остается претензия к команде Аласания, что они покинули правительство по политической причине и лишь из-за узкополитичесого интереса заявили на весь мир, что правительство свернуло с западного курса.
- «Никто не должен иметь ожиданий, что на второй день рижского саммита у нас будет безвизовое свободное сообщение с Европой», – заявляют представители правительства, хотя порождению такого ожидания в нас, вместе с европейскими чиновниками, и они содействовали. Вспомним хотя бы прошлогодние заявления. Что случилось сейчас, почему Евросоюз отступил?
- К сожалению, Европа по многим направлениям уступила и это эхо текущих в Украине процессов. Запад остановил все процессы, на которые Россия может иметь реакцию. Из-за безвизового сообщения между Грузией и странами Евросоюза Россия наверное не станет вскрывать себе вены, но европейские лидеры все же предпочитают сдерживаться.
«Резонанси», 31 марта 2015 года
Получает ли Грузия секретную помощь от НАТО
Тако Матешвили
Системы воздушной обороны, поддержка со стороны кибербезопасности, постояннодействующая коммиссия НАТО-Грузия, денежная помощь, тренировочная база – это неполный список того, что получае Грузия от НАТО.
По мнению специалистов, именно это подразумевал Аппатурай в своем заявлении, когда отметил, что с точки зрения усиления обороноспособности Грузия из евроатлантических структур получает больше, чем Молдова и Украина.
Военные эксперты анализируют его высказывания и говорят, что неудивительно, если Грузия пользуется большей поддержкой, чем Украина и Молдова, так как отношения НАТО и Грузии имеют более глубокое прошлое и Грузия с большим желанием борется за членство.
Специальный представитель генерального секретаря НАТО в Южном Кавказе и центральной Азии Джеймс Аппатурай, сделал вышеуказанное заявление в рамках онлайн формата вопросов и ответов в Атлантическом совете Грузии. По его словам, Грузия, Украина и Молдова испытывают давление со стороны России для того, чтоб эти страны изменили политический курс.
«В НАТО мы считаем, что все три страны заслуживают большей поддержки с целью усиления обороноспособности. Могу сказать, что Грузия на этот момент получает больше помощи с точки зрения усиления обороноспособности от НАТО», – заявил Апатурай. По его словам, если отдельные страны решат предложить помощь Грузии в виде обмундирования или тренингов, это дополнит попытки НАТО.
Военные эксперты детально беседуют о всей той помощи, которую Грузия получает от НАТО и также не исключают, что возможно, существует помощь и другого вида, о которой информация неизвестна и засекречена.
Главный редактор журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили говорит, что самой большой помощью было бы получение MAP и потом же полноправное членство НАТО. Это, по его словам, ответило бы на многие вопросы мирового уровня.
«Кроме тренировочной базы, возможно, Аппатурай имел ввиду участие в миссии ISAF, либо совместные тренировки, в сотрудничестве с НАТО Грузия, конечно же, опережала Молдову и Украину. Это уже давно так, но реальные результаты мы не имеем до сегодняшнего дня. В результате подразумеваю вступление в НАТО. К Сожалению, на западе учитывают мнение России и из-за этого Грузия до сегодняшнего дня не то что членство, но и MAP не получила», – отмечает Ираклий Аладашвили.
Это мнение разделяет доктор политических наук Вахтанг Маисая и заявляет, что отношения НАТО и Грузии включают больший период, чем отношения НАТО и Молдовы или НАТО и Украины. По его словам, у Молдовы вообще нет желания и претензии вступить в НАТО. У нее нейтральный курс и она желает лишь евроинтеграции.
Что касается Украины, по словам Маисая, по отношению к НАТО она имела нейтральную позицию и эта позиция в стране изменилась лишь несколько месяцев назад.
Грузия же после саммита в Уэльсе уже кандидат в члены. Такой статус кроме нас имеют еще две страны – Македония и Босния и Герцоговина. Это, по заявлению Маисая, значит, что у этих стран имеется реальная перспектива интеграции в НАТО.
«Кроме того, Грузия участвует в ISAF и других миссиях. Евроатлантическая структура помогает нам с точки зрения кибербезопасности. Не надо забывать и про тренировочные центры, которые планируются на территории Грузии и они будут регионального масштаба. Здесь в тренировках могут принять участие не только государства-члены НАТО, но и военнослужащие стран-партнеров.
«Кроме того, НАТО в свое время в Грузии создал противовоздушные пассивные элементы системы, которые было расположены на горе Махата и контролировали воздушное пространство Грузии. Как вам известно, в 2008 году, в период войны российская армия нанесла удар именно по ней и разбомбила гору Махата. Также, функционирует постоянная комиссия НАТО-Грузии. По-моему, Аппатурай имел ввиду именно все это», – сказал Вахтанг Маисая.
Эксперт по военным вопросам Мамука Арешидзе в интервью с «Резонанси» заявляет, что функция «патрона» Молдовы со стороны Евросоюза и НАТО было возложена на Румынию. Эти функции выполняет конкретная страна. Что касается Украины, по его словам, основным помощником этой страны был Евросоюз, а сейчас добавились и США.
«У Грузии же, как бы парадоксально не было, с этой точки зрения гораздо более спокойная ситуация. Работа и деловые отношения между НАТО и Грузией идут без посредников. Мы получаем и помощь разного типа. Это, например, содействие в создании тренировочных баз, помощь деньгами и т.д.», – отмечает Мамука Арешидзе и здесь же заключает, что возможно, существует помощь и другого типа, которую Грузия получает от альянса и которая засекречена.
«Резонанси», 31 марта 2015 года
В чем выражается помощь от НАТО?
Лика Амирашвили
Грузия, в отличии от Молдовы и Украины получает большую поддержку от НАТО с точки зрения усиления обороноспособности, – Специальный представитель генерального секретаря НАТО в Южном Кавказе и центральной Азии Джеймс Аппатурай сделал это заявление в рамках онлайн формата вопросов и ответов в Атлантическом совете Грузии. По его словам, Грузия, Украина и Молдова испытывают давление со стороны России для того, чтобы эти страны изменили политический курс.
«В НАТО мы считаем, что все три страны заслуживают большей поддержки с целью усиления обороноспособности. Могу сказать, что Грузия на этот момент получает больше помощи с точки зрения усиления обороноспособности от НАТО», – заявил Апатурай. По его словам, если отдельные страны решат предложить помощь Грузии в виде обмундирования или тренингов, это дополнит попытки НАТО.
«В чем выражается помощь от НАТО?» - с этим вопросом «Резонанси» обратилась к известным представителям общества.
—————-
Игорь Квеселава (политолог): Заявления Аппатурай, что Грузия финансируется – правда, финансируется, очень много международных организаций, которые финансируются НАТО. Также очень много политических организации финансируются НАТО, так как они поддерживают НАТО. Да, финансируютсяЮ но мы точно не знаем прозрачность этих сумм. Кто, как и насколько финансируется. Также это заявление не надо принимать как знак того, что Грузия вступит в НАТО. Мы знаем сделанное несколько месяцев назад заявление Аппатурай о том, что расширение НАТО не планируется. Это значит то, что в ближайшее время мы не вступим в НАТО. Дело в том, что по-моему Германия, Франция, Италия и другие страны не допустят вступление Грузии в НАТО. Если США предпримет реорганизацию НАТО и эти страны не спросят, тогда Грузия может и вступит. Вопрос в том, попадет ли Грузия в НАТО без Абхазии и Осетии. Надо спросить также, если Грузия вступит в НАТО, наша безопасность со стороны России будет ли защищена?
Миша Мшвилдадзе (продюсер): В этом направлении наше министерство обороны получает большую помощь от НАТО. В первую очередь это обучение и получение знаний, которые мы получаем в военном деле. Это самое важное. Эти знания, наверное, стоят некоторых денег. Возможно, с этой точки зрения мы получаем больше помощи, НАТО не даст оружие ни нам, ни Молдове и ни Украине. В данном случае речь идет об обмене опытом и финансовых затратах. Видимо, Грузия по близости с НАТО всегда была лидером в отличие от Молдовы и Украины. Этим тоже обусловлено то, что в отличие от Украины и Молдовы НАТО больше тратит на нашу интеграцию. Население выбрало, что хочет вступить в НАТО. Такого в Украине и Молдове не было. Соответственно, на протяжении некоторого периода мы были ближе к НАТО, чем они.
Тедо Дондуа (историк): Я абсолютно не верю в эти сказки. Потому что я живу в этой стране. Мы не получаем никакой помощи с точки зрения усиления обороноспособности. Таким поведением эта организация теряет потенциальных союзников.
«Резонанси», 31 марта 2015 года
Грузинские инструкторы тренируют отряды специального назначения в Украине
Тея Бежиташвили
В Украине большой спрос на грузинских инструкторов, опытные военные специалисты тренируют отряды специального назначения страны, которая находится в военном состоянии – грузины имели личный контакт и Россией и ее тактикой и имеют представление об ее военном потенциале, что однозначно будет полезно для армии Украины – говорит в беседе с «Резонанси» кавказолог Алеко Квахадзе.
Пример тому работа грузинских и израильских инструкторов в районе Луганска, где они тренируют отряд спецназначения полиции для ведения боев в городских условиях – эту информация распространяет украинское агентство «Униан».
По словам Алеко Квахадзе, полученный грузинскими инструкторами опыт во время августовкой войны будет полезен для Украины: «У грузин очень большой опыт как в войне с Россией, так же в военных кампаниях Афганистана и Ирака, они также прошли специальную программу тренировок и оснащения, в которой участвовали ведущие государства НАТО, в том числе США, Турция и другие.
Что касается израильских инструкторов, в их компетенции никто не сомневается, так как Израиль с военной точки зрения, одна из сильнейших стран в регионе Ближнего востока, что и подтвердилось в нескольких конфликтах», – говорит эксперт.
По словам политолога Ираклия Кикиани, с точки зрения реформ Грузия обгоняет Украину, исходя из этого опыт Грузии, которая в свое время учла опыт запада, в том числе и спецслужб Израиля, ценен и наша страна вносит свою лепту в общую западную поддержку.
Грузия не простой потребитель, она делится некоторым опытом с другими странами, в некоторой мере активно учавствует в позитивных преобразованиях. Как нам известно, подобные инструкторы присутствуют и в других регионах Украины, в том числе приехавшие из США и западных стран. В данном случае Грузия некий пример для Украины и идет обмен опытом»- говорит Ираклий Кикиани.
По словам профессора политических наук Корнелия Какачия, у Украины возможно не был большой выбор и она остановила свой выбор на грузинских инструкторах, исходя из существующего ресурса.
«Когда запад не убивается для помощи вооруженным силам Украины, в данном случае у них не было большого выбора.
Мне неизвестно, какие структуры Израиля вовлечены в учения – государственные или частные. Димаю, что это частная компания а не правительственное ведомство, как было в нашем случае, когда частная компания Израился участвовала в усилении обороноспособности Грузии.
Добавим к этому то, что многие грузины работают на разных постах в Украине, которые так или иначе знают, что могут грузинские интрукторы и наверное, их лепта тоже внесена в то, что грузины участвуют в тренировках такого типа», – говорит Корнели Какачия.
«Ахали таоба», 1 апреля 2015 года
Выступление президента в парламенте: факт и комментарии
Шорена Марсагишвили
Президенту Грузии Гиоргию Маргвелашвили наконец довелось выступить перед парламентом. Президент Грузии говорил об отношениях с Россией. По его словам, Грузия стремится к добрососедским отношениям с Россией, основанным на принципе равноправия. По его же словам, наши партнеры уже видят, что мы не жалеем усилий для разрядки отношений с Россией и в этих усилиях мы нуждаемся в еще большей международной поддержке. «Поэтому со стороны международного содружества недостаточно только обсуждения отдельных кризисов; необходимо обезвредить политику, направленную против свободного выбора, суверенитета и территориальной целостности независимых государств. Во время обсуждения обновленной архитектуры европейской безопасности, крайне важно активно обсуждать интересы государств, не являющихся членами НАТО, особенно, Грузии, Украины и Молдовы», – заявил Георгий Маргвелашвили.
По словам президента, одним из объектов пропагандистско-идеологической кампании, развернутой Россией в глобальном масштабе, является и Грузия.
(…)
По заявлению президента Грузии, задачей российской «мягкой силы» является дискредитация западных ценностей и отказ Грузии от евроатлантической интеграции. А безопасность Грузии, по словам Гиоргия Маргвелашвили, связана с европейской и евроатлантической интеграцией.
Лидер фрации «Национального движения» Гока Габашвили остался недоволен выступлением президента. По его мнению, президенту не хватило смелости. По утверждению депутата, президент сказал лишь полуправду.
Гока Габашвили: Президент не отметил суть проблемы, которая заключается в том, что «страной управляют не институты или правительство, а один человек. К сожалению, он об этом говорить не стал. Не сказал даже говоря об экономических проблемах, что суть проблемы в недееспособности правительства. Рассуждая о внешних факторах, президент сказал, что он счастлив, что парламент оценил дейтсвия России как аннексию, но на самом деле это было не так – большинство провалило резолюцию, в которой действия России были оценены как аннексия, то есть перечень желаний президента был хорош, но реальность у нас другая. Реальность такова: вместо сближения с НАТО, Джанелидзе звонит бывшему министру обороны и запрещает беседовать с западными партнерами об оборонном вооружении. Реальность в том, что реальный правитель страны Бидзина Иванишвили идет по другому направлению. В данном случае перечень желаний, послушать который правительство не приходит, особого значения не имеет».
Другие члены Нацдвижения обвинили правительство в политическом преследовании.
«Резонанси», 1 апреля 2015 года
Интервью с Петре Мамрадзе: послание президента с точки зрения внешней политики
Ия Абулашвили
«Выступление президента не было такого уровня, чтобы стать политическим событием. В тексте не было ничего существенного и важного», – заявил Петре Мамрадзе, комментируя для «Резонанси» выступление президента в парламенте с ежегодным докладом.
Петре Мамрадзе: Большую часть текста занимали фразы, которые были очень похожи на первомайские призывы коммунистических времен: трудящиеся должны работать лучше, выполнять план и т.д. Хотя было бы важно по заданию президента подготовить доклад о политико-экономической и финансово-социальной ситуации в стране, а также относительно конфликтов и безопасности.
(…)
Вопрос: Что по-вашему было важным в выступлении президента?
Петре Мамрадзе: В плане внешней политики был посыл, что постоянно нужно держать Грузию в повестке дня международной политики. В принципе, это правильно, но нужно отметить, что Грузия должна фигурировать в международной повестке дня позитивно, как страна, привносящая в регион больше стабильности, мира, экономического развития. Также нужно завоевать имя надежного партнера евроатлантических структур. Саакашвили и его правительство иностранцы сравнивали с тем сумасшедшим, у которого в одной руке граната и он может в любой момент подорвать и себя, и других.
«Резонанси», 1 апреля 2015 года
Апартеид или выдворение – угрозы сепаратистов грузинам Гали
Екатерина Басилая
«Т.н. депутаты сепаратистской Абхазии требуют провести в отношении проживающих в Гали грузин политику апартеида. Некоторые из них требуют выдворения грузин. Это произойдет в том случае, если у грузин будут грузинские паспорта. А если грузины оставят только абхазские паспорта, тогда марионеточные власти обеспечивают их неприкосновенность и «всяческие права», кроме политических. «В том случае, если проживающие в Гали грузины не возьмут только абхазский паспорт, они будут выдворены с территории страны. Если же они возьмут абхазский паспорт и откажутся от грузинского, то получат неприкосновенность и смогут пользоваться всеми правами, кроме политических», – заявил т.н. депутат Беслан Кобахия» – пишет газета«Резонанси».
Члены де-факто парламента оккупированной Абхазии в последнее время стали вновь проявлять активность относительно паспортизации проживающих в Гали грузин и их возможного выселения. Беслан Кобахия сделал вышеупомянутое заявление на дебатах, суть которых можно передать одной фразой – «что делать с населением Гали». По его словам, 99% населения Гали получило грузинские паспорта в Зугдидском районе, параллельно они владеют и абхазскими паспортами, и этому нужно положить конец. Правда, в т.н. парламенте с Кобахия согласились немногие, но то, что тема паспортизации грузинского населения огромным грузом давит на «абхазскую республику» и этот вопрос нужно решать, отмечали многие.
Для справки: несколько дней назад для выявления нарушений, связанных с паспортизацией, среди населения Гальского района был проведен специальный опрос, в ходе которого 96% грузин сказало, что являются гражданами Грузии. Инициатором проведения опроса является руководитель т.н. администрации Гальского района Темур Надарая. По его словам, в 18 селах Гальского района был опрошен 18071 человек. Установлено, что из них 17372 являются гражданами Грузии, а абхазским паспортом владеет 7127 человек.
(…)
Сегодня де-факто парламент планирует раздать проживающим в Гали грузинам вместо гражданства «вид на жительство», что, по их словам, подразумевает сохранение всех прав, кроме участия в выборах и выдвижении собственной кандидатуры. Выдача «абхазских паспортов» или вида на жительство должна начаться с 1 августа и завершиться до 30 января 2016 года. Кто захочет взять абхазский паспорт, обязательно должен сдать грузинский паспорт, иначе гражданам Грузии будет выдан только вид на жительство. Новый паспорт будет стоить 135 рублей, а вид на жительство – 188 рублей.
(…)
Экс-министр безопасности Абхазии, президент «Клуба экспертов» Леван Кикнадзе заявляет, что мы, к сожалению, следуем этим событиям и не можем реагировать. Но мы не должны сидеть спокойно. Нужно подключать международное сообщество и обличить эту политику апартеида. По словам Кикнадзе, на уровне де-факто властей разговоров о том, что тех, кто не возьмет абхазский паспорт, будут выдворять, не было, но есть опасность, что «официально это никто не скажет, но грузинам создадут такие условия, чтобы не захотели жить в Абхазии. Потом они скажут, что грузин не был гражданином, не мог участвовать в выборах и сам решил уехать из Абхазии. Все идет к этому», – отметил Кикнадзе. По его словам, де-факто правительство Абхазии установило норму, согласно которой «абхазский паспорт» выдается в том случае, если жители Гали отказываются от гражданства Грузии. Он должен представить документ, подтверждающий отказ от гражданства Грузии, и лишь затем выдается «абхазский паспорт»
(…)
С точки зрения бывшего министра безопасности, расчет у сепаратистов на то, чтобы запугать грузинское население Гали и заставить их отказаться от грузинского гражданства запугиванием, а взамен получить абхазские паспорта. «Сомневаюсь, что они заставят грузин покинуть Гали. Не хочу этого говорить, но большая часть населения Гали знает, что правительство Грузии не сможет дать им место для жительства на контролируемой ими территории и поэтому они будут вынуждены пожертвовать грузинским гражданством и для того, чтобы остаться в своем доме, взять абхазский паспорт. Им некуда идти, это знают абхазы и это их комплексный план. Хотя мы не должны быть спокойны, мы должны подключить международное сообщество и донести о будущей апартейдской политике», – заключает Кикнадзе.
«Резонанси», 2 апреля 2015 года
Интервью с Тедо Джапаридзе: Евроатлантичесая интеграция, отношения с Россией и грузинское лобби в США
Иаго Нацвлишвили
В интервью председатель парламентского комитета по внешним отмошениям Тедо Джапаридзе беседует с журналистом Иаго Нацвлишвили о вопросах внешней и внутренней политики Грузии. По его словам, «В выступлении президента были интересные послания по вопросам внешней политики и безопасности. Поверьте моему опыту, очень важно подчеркнуть, что Грузия верна евроатлантическому курсу».
«Резонанси»: Хотя он раскритиковал правящую команду за то, что они недостаточно активны на этом пути…
Тедо Джапаридзе: Как член правящей команды я заявляю, что мы проявляли должную активность – я имею в виду парламентский комитет по внешним связям. Более того, недавно я был в Брюсселе на заседании комиссии Грузия-НАТО. Высокопоставленные чиновники сказали нам, что грузинская сторона, особенно военные, проявляют серьезную активность. Чиновники НАТО говорят, что мы активнее, чем альянс в отношении нас.
«Резонанси»: Как вы думаете, почему со стороны альянса нет встречных шагов и что происходит всвязи с существенным пакетом НАТО?
Тедо Джапаридзе: В отношениях с альянсом многие вопросы не являются публичными. То, что существует комиссия НАТО-Грузия, ежегодный план, это уже прогресс. Мы движемся вперед в качественно быстром темпе.
«Резонанси»: Возможно, секретная часть существенного пакета НАТО не должна быть доступна обществу, но когда президент просит информацию об этом у оборонного ведомства и министерство не выдает эту информацию, насколько правильным вы считаете это, тем более, что президент является также главнокомнадующим страны…
Тедо Джапаридзе: Я не считаю правильным, что члены правительства не присутствовали при выступлении президента. Мы имеем дело не с Маргвелашвили, а с главой государства. Мы должны уважать страну, государственные институты, а не конкретную личность. Этот факт вызвал у меня обеспокоенность.
Это публичная политика, за которой следят наши граждане. Вчера они узнали, что президент дважды обратился к министерству обороны с просьбой предоставить ему конкретную информацию, но получил отказ. Это означает, что между премьером и президентом есть какие-то разногласия. Вчера мы должны были показать нашим гражданам, что мы одна команда, перед которой стоят очень важные задачи.
«Резонанси»: Депутат Гоги Топадзе в последнее время делает негативные заявления о НАТО. Ранее было интервью Зураба Абашидзе, которое также вызвало шум… Не влияют ли эти заявления на наших западных партнеров?
Тедо Джапаридзе: Эти заявления ни на что не влияют, так как наши партнеры знают, что евроатлантический выбор сделал наш народ. Правда, «Грузинская мечта» является коалицией, но это не монолит. Она не построена на идеологии, где лидер говорит что-то, а остальные должны это повторять. В отличие от «Нацдвижения» нам это не свойственно.
«Резонанси»: В том числе и в связи с принципиальными вопросами, возможно ли, чтобы в команде были разные мнения?
Тедо Джапаридзе: Да, в связи с принципиальными вопросами тоже. В коалиции большинство разделяем позицию, которую принял народ, что мы должны идти в евроатлантическом направлении, но есть люди, которые имеют другое мнение. Лично я уважаю чужое мнение.
«Резонанси»: Что вы думаете о формате Абашидзе-Карасин, президент сказал, что законом не установлено, какой мандат имеет Зураб Абашидзе…
Тедо Джапаридзе: Детали мне неизвестны, но возможно это так. Но это ведь неофициальные встречи. Это регулярные беседы между двумя странами. Я считаю, что нужно иметь как можно больше коммуникационных каналов между представителями России и Грузии. По ряду вопросов мы должны быть инновационными и креативными. Необходимо обсуждать болезненные для нас вопросы. Абхазия и Южная Осетия подписали т.н. договоры и обсуждение этих вопросов очень важно. Тем более, если этим занимаются такие опытные дипломаты как Абашидзе и Карасин.
Несмотря на это, я не могу делать оптимистичные заявления, потому что наш северный сосед является жестким и не очень приятным партнером не только для Грузии, но и для Запада в целом.
«Резонанси», 2 апреля 2015 года
Соглашение о воздушных системах: министру обороны пришлось исправить свое заявление во второй раз
Екатерина Басилая
Противостояние и взаимные обвинения Аласания и Джанелидзе продолжаются – министру оборону пришлось исправить свое заявление во второй раз.
На сей раз дело касается соглашения о системах воздушной безопасности – после недельного отрицания министр обороны Миндия Джанелидзе подтвердил, что во время визита Аласания во Францию, он на самом деле звонил и во время телефонного разговора просил не отказаться от подписания соглашения о воздушной безопасности, а лишь перенести подписание на несколько дней. Хотя ранее Джанелидзе утверждал, что документ, о котором беседовал Аласания «не существует в природе», а вчера ему пришлось отрицать свое же заявление. Причиной тому стал фильм, распространенный «Свободными демократами» фильм, в котором экс-министр Ираклий Аласания публикует фотографии подписей под «несуществующим в природе соглашением».
По словам президента «Клуба независимых экспертов» Сосо Цискаришвили, у него имеется информация, что Джанелидзе попросил отказаться от оформления соглашения, а не уточнить процедуры. По его же словам, это уже воторой случай, когда министру пришлось приукрашивать свои давние заявления. В первый раз из-за официального заявления министерства всвязи с гражданами Грузии, воюющими в Украине и сейчас – из-за соглашения. «Видимо, для господина Джанелидзе недоступна иформация, которая известна детям – у лжи короткие ноги», – говорит Цискаришвили.
(…)
Вчера «Свободные демократы» распространили подготовленный фильм о соглашении между Грузией и Францией, в котором Аласания рассказывает, что секретарь совета государственной безопасности и кризисов, позвонил ему от имени премьер-министра и попросил воздержаться от подписания соглашения и найти выход из сложившейся ситуации. После этого он попытался связаться с премьером, хотя связь не состоялась, так как премьер был занят. Аласания вспоминает и то, что текст документа для подписания – протокола о намерениях, кроме премьер-министра, был согласован еще и с председателем парламента и членами кабинета министров. В фильме публикуются и фотографии подписания документа. Видео заканчивается заявлением Аласания, в котором бывший министр обороны говорит – «Меня плохо знают».
После этого видео-фильма и заявлений, вчера Миндие Джанелидзе пришлось снова делать комментарии журналистам.
«Еще раз повторяю и комментировать данный вопрос больше не собираюсь. Я напомнил Аласания о тех необходимых процедурах, которые были нужны и попросил отложить подписание на несколько дней. Нашим требованием было соблюдение процедур», – отметил Джанелидзе после окончания заседания правительства.
Более того, Джанелидзе призывает «Свободных демократов» «успокоиться» и что частые и открытые разговоры на эту тему вредят стране.
«Чем больше будут говорить господин Аласания и члены его партии об этом, тем больше вреда нанесут нашей стране. Что касается процесса, процесс идет успешно. Большего сказать не могу, так как в отличие от тех людей, которые говорят на эту тему открыто, у меня своя ответственность», – заключает Джанелидзе.
«Мне непонятно, почему этой теме не должно уделяться соответствующее внимание со стороны парламента или общества. С другой стороны, это указывает на то, что у министра обороны нет четкой позиции и после различных консультаций он озвучивает разные позиции», – говорит член «Свободных демократов» Ираклий Чиковани. По его словам, он не знает деталей соглашения и об этом максимально конкретно будет говорить сам Ираклий Аласания 3 апреля.
По заявлению Сосо Цискаришвили, правда, он сам придал гласности эту информацию, но «его вины ни в чем нет», он узнал по собственным источникам, что Джанелидзе поручили и он потребовал отменения соглашения. А от кого шел приказ, он точной информации не имеет. По его догадкам, с большей долей вероятности причиной звонка Джанелидзе стало заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в котором он выразил недовольство, мол, против кого собирается Грузия применить противовоздушные системы?!
«На данный вопрос Лаврова никакого ответа не было, со скромно опущенной головой мы не посмели напомнить Лаврову, что все страны нацеливают такую систему против той страны, которая начинает авиационную атаку. Видимо, до подписания соглашения по не особо открытым коммуникационным каналом было реагирование», – отметил Цискаришвили. По его разьяснению, терминологический лабиринт хорошее убежище и Джанелидзе этим мастерски пользуется. «Беседы о том, что подписывался такой документ, после подписания которого страна оказывалась перед серьезными обязательствами – не было. Это был первичный документ, который является предпосылкой последующего соглашения, которое должно окончиться соглашением и контрактом. До контракта дело не дошло и это рождает еще больше вопросов – какова была причина задания для Джанелидзе, тогда как данный вопрос был обсужден перед отъездом Аласания в Париж», -заключает Цискаришвили.
«Резонанси», 2 апреля 2015 года
Ирма Инашвили требует спецоперации для того чтобы привезти Саакашвили
«Я говоря о том методе, который Израиль использовал для ареста нацистов во всем мире»
Тико Османова
«Из Киева в Тбилиси планируются теракты», – заявляет одна из лидеров «Альянса патриотов» Ирма Инашвили и требует от правительства использовать все методы для того, чтобы привезти Саакашвили и Адеишвили в Грузию, хотя бы такие методы, к которым прибегали спецслужбы Израиля. «Если правительство не может это сделать, пусть скажет и мы будем действовать соответственно», – сказала она «Резонанси». Ирма Инашвили вчера была в прокуратуре и предоставила имеющуюся у нее информацию. Она говорит, что по информации компетентного источника, экспрезидент Грузии Михаил Саакашвили и бывший министр юстиции Зураб Адеишвили планируют теракт. По словам Инашвили, если правительство не использует все механизмы для того чтобы привезти бывших чиновников в Грузию, убийства продолжатся.
(…)
Конкретно какой информацией вдадеет одна из лидеров «Альянса Патриотов» и какие вопросы ей задали в прокуратуре, об этом с «Резонанси» побеседовала Ирма Инашвили.
- Прокуратура заинтересовалась теми заявлениями, которые я публично распространила всвязи с возможными убийствами. Я дала показания, поделилась той информацией, которую я имела, хотя исходя из интересов расследования о других деталях беседовать не могу.
- Насколько достоверную информацию вы имеете?
- Проверить источники не проблема. Я потому и дала показания правоохранительным структурам, чтобы они это перепроверили. То, что за взрывом Вазагашвили последовали бы другие убийства, я говорила и ранее и поэтому надо быть настороже. Мы имеем дело с организованными террористами – это понимает и студент первого курса юридического факультета. Поэтому необходимо провести расследование в этом направлении.
(…)
- Вы два дня назад дали прокуратуре разумный срок, в противном случае вы собираетесь объявить о гражданском неповиновении, когда конкретно вы планируете поставить палатки на проспекте Руставели?
- Мы дали правительству срок и говорим – если не увидим результат, что они пытаются арестовать Саакашвили, Адеишвили и привезти их сюда, не используют апробированные в мире методы в этом направлении, будут арестовывать лишь исполнителей и не перейдут на заказчиков, тогда мы говорим им, что убийства продолжатся, потому что главные заказчики сидят в Киеве. Наше правительство должно объявить кампанию по борьбе с терроризмом. Это должно быть показано западу, США и именно параллельно этой кампании надо найти правовые пути для их ареста. Эти пути апробированы в мире, например в Израиле.
Если увидим, что правительство это не делает, мы не допустим убийств в стране и примем радикальные меры. Это будет полномасштабное неповиновение по всей стране и мы начнем это с Руставели, который мы обязательно перекроем.
«Резонанси», 3 апреля 2015 года
Интервью с Виктором Долидзе: Секрет соглашения о воздушной обороне, подписанного с Францией и вопросы отношений с НАТО
Иаго Нацвлишвили
Оппозиционный депутат парламента, член «Свободных демократов» Виктор Долидзе считает необходимым проведение эффективных реформ. По его словам, это нужно и для того, чтобы существенный пакет НАТО был осуществлен с успехом, чтобы были сделаны и другие действенные шаги со стороны Евросоюза по вопросу интеграции Грузии. Об этом Долидзе заявил в беседе с «Резонанси».
Депутат считает, что процесс уже пострадал из-за дела «о кабелях» и использования прокуратуры как политического оружия. Говорит, что ему и Аласания сказал заместитель генсекретаря НАТО Александр Вершбоу, что альянс готов к осуществлению существенного пакета, сейчас черед грузинской стороны. Виктора Долидзе беспокоит то, что главнокомандующий страны не получает информацию об осуществлении существенного пакета от министерства обороны. Выходом из сложившейся ситуации считает политическую волю.
(…)
- «Свободные Демократы» связывают это дело и с парижскими делами, когда в ранге министра обороны у Ираклия Аласания был визит во Францию и он оформлял соглашение по вопросу воздушной обороны. В это время, по утверждению Аласания, по указы премьера ему позвонил нынешний министр обороны и потребовал отказаться от оформления соглашения. Миндия Джанелидзе несколько раз сменил позицию во время беседы на эту тему. Как вы думаете, почему?
- Честно говоря, мне тяжело говорить об этом. Когда речь идет о министре обороны твоей страны и наблюдается полная неразбериха, в этот момент мне говорить нелегко. В один день министр делает одно заявление, на второй день – второе. Я прекрасно понимаю его неудобную позицию. Ему приходится делать эти заявления не по личному решению, а по заданию. Я советую ему и главе правительства, посмотреть на данную картину со стороны и они поймут, в насколько неудобном положении они оказались. Нужно сделать соответствующие шаги и этот вопрос будет закрыт.
(…)
- Со стороны президента мы выслушали довольно беспокоящее заявление. Главнокомандующий страны не получает информацию от министерства обороны всвязи с существенным пакетом НАТО…
- Конечно, это повод для беспокойства. Единственный выход в том, чтобы правительство и лично премьер-министр адекватно подошли к этому вопросу. Они должны осмыслить, что президент главнокомандующий страны и военные вопросы касаются лично его. У президента есть право требовать рассмотрение этих вопросов, в том числе и созвать заседание министров. Все это зависит от политической воли, но к сожалению, премьер ничего не может решить независимо. Он номинальная фигура, решения принимать не может, если не получит указания из-за кулис.
- Ваша политическая сила постоянно говорит, что Грузия замедлила ход по направлению Евро-атлантики. Есть ли у вас информация, что происходит по осуществелению существенного пакета НАТО?
- На днях я вместе с Ираклием Аласания был в Брюсселе, где у нас была встреча с первым заместителем генсекретаря НАТО Александром Вершбоу. У нас были встречи в Еврокоммисии и Европарламенте. Главной темой обсуждения был существенный пакет НАТО.
Вершбоу подтвердил, что со стороны НАТО все готово и альянс осуществляет то, что было расписано по плану. В альянсе считают, что аналогично сделает и Грузия. сейчас мяч на нешей половине поля. Надеюсь, несмотря на трудности правительство Грузии полностью выполнит взятые обязательства.
– Во время беседы с нами Тедо Джапаридзе сказал, что чиновники НАТО сказали ему, что взятые обязательства Грузия выполняет лучше НАТО. Если это так, то почему нет ответных шагов от альянса?
- Это процесс. Я не вижу никаких препятствий со стороны альянса. Этот пакет адекватен тем успешным шагам, которые сделала Грузия. Пакет индивидуально подобран для нас, мы даже мечтать не могли о таком пакете, но ему нужно осуществление и не только на уровне обороны.
Это процесс, который в то же время предусматривает и демократические реформы, верховенство закона. Хотя бы та же самая тема «о кабелях» очень вредит процессу. Процессу вредит использование прокуратуры как политического оружия, нужно реформировать ее, также то, что опаздывает реформа МВД, которая подразумевает ее разделение на две части. Тот же избирательный кодекс, где мажоритарная система стала политическим оружием и т.д.